«В Турции женщин убивают и насилуют каждый день»

В ноябре интернет ошеломила история, произошедшая на турецком курорте с 45-летней москвичкой. Россиянка, приехавшая в Анталью с мужем и дочерью, была изнасилована сотрудником отеля и его несовершеннолетним братом. Но заявление в полицию женщина написала уже после возвращения на родину. Чаще всего туристы, которые подверглись надругательству, не обращаются в правоохранительные органы за границей, опасаясь предвзятого отношения к иностранцам. Полиция действительно зачастую не хочет заводить дело, считая, что потерпевший вернется в родную страну и не сможет участвовать в следствии, а отель, стремясь сохранить репутацию, может попытаться замять факт преступления. Так ли это на самом деле и что делать туристам, пережившим насилие в чужой стране, выясняла «Лента.ру».

«В Турции женщин убивают и насилуют каждый день»
© stock.adobe.com

Изнасиловали и уехали

В конце октября семейная пара с ребенком отправилась из Москвы в популярную у россиян Анталью. Путевка в пятизвездочный отель Otium Eco Club обещала отличный отдых: на курорте продолжается бархатный сезон, столы в ресторанах ломятся от еды, воздух ежедневно прогревается до плюс 27 градусов.

В один из дней супруги приобрели у сотрудника отеля дополнительные услуги, представленные в гостинице, а потом еще раз пересчитали потраченные деньги и поняли, что переплатили 150 евро. Администратор свою вину признал и пообещал в ближайшее время деньги вернуть.

На отдыхе в отеле. Фото: Martin Harvey / Legion-media.ru

Однажды вечером москвичка увидела сотрудника отеля и напомнила о возврате денег. Наличные решено было снять в ближайшем банке. Довезти их до места вызвался 17-летний брат турка. Но, оказавшись за пределами отеля, мужчины изменили маршрут — вместо банка привезли ее на пляж и предложили заняться групповым сексом.

Когда москвичка отказалась, мужчины надругались над ней и покинули место преступления. Добравшись до отеля, пострадавшая рассказала об изнасиловании мужу. Вместе они попытались обратиться в полицию, однако, по их словам, отделение оказалось закрыто. Москвичи последовали рекомендациям и написали заявление, приехав в Россию. Теперь расследованием занимается московский отдел полиции.

По словам туристки, руководство гостиницы всячески попыталось замять случившееся, а тот самый сотрудник отеля на работе больше не появлялся

С похожим поведением менеджеров отеля столкнулась осенью 2020 года 15-летняя россиянка Алена, приехавшая на турецкий курорт с семьей. Как писала местная газета Hürriyet, однажды в номер, где девушка была одна, вошел турецкий официант и изнасиловал ее.

Узнав о произошедшем, родные девочки потребовал, чтобы администраторы отеля вызвали полицию, однако они просьбу проигнорировали. Вместо этого менеджеры через СМИ обвинили в произошедшем юную россиянку, которая якобы сама зазвала мужчину в номер.

В результате родители пострадавшей все же пожаловались в прокуратуру на подозреваемого в изнасиловании официанта и на руководство объекта размещения. Мужчину задержали, но потом отпустили, сославшись на то, что разбирательство ни к чему не привело.

Адвокат и бывший следователь МВД Александр Карабанов считает, что иностранное правосудие предвзято относится к туристам. По его мнению, местная полиция не торопится возбуждать уголовные дела и проводить расследование, поскольку «не хочет заморачиваться». Они считают, что приезжий скоро вернется на родину, а значит, не сможет участвовать в следственных мероприятиях.

К тому же отель, на территории которого произошло преступление, старается скрыть факт преступления, чтобы не испортить репутацию.

Ни к чему не приведет

По словам юриста из Анкары Пынар Доусой, она ни разу не слышала о случаях, когда иностранкам удавалось выиграть дело об изнасиловании в Турции. «Не часто получается это и у турчанок. В большинстве случаев преступники избегают тюрьмы. Некоторые и вовсе женятся на женщинах, над которыми они надругались. До разбирательства дело даже не доходит», — пояснила эксперт.

В большинстве случаев насильники в Турции избегают тюрьмы. Фото: Petros Karadjias / AP

Юрист приводит в пример дело Ипек Эр в 2020 году. 18-летнюю девушку изнасиловал сержант Муса Орхан. Это подтвердило медицинское заключение и предсмертная записка жертвы. Девушка не смогла справиться с потрясением и через несколько дней после попытки самоубийства скончалась в больнице. Узнав об этом, правозащитники устроили массовые акции протеста, требуя справедливости. Несмотря на широкий общественный резонанс, Орхана так и не посадили — не хватило доказательств его вины.

4 из 10 женщин в Турции подвергались физическому или сексуальному насилию

По словам Доусой, в стране ведется активная общественная кампания в защиту женщин, однако международные правозащитные организации признают, что пока добиться удалось немногого. «В Турции женщин убивают, насилуют и избивают каждый день. Оппозиция считает, что причиной сложившейся ситуации стала политика правящей Партии справедливости и развития, защищающей права жестоких мужчин. В результате их преступления остаются безнаказанными», — говорится в докладе Human Rights Watch (HRW), опубликованном в октябре 2022 года.

В 2021 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган покинул Стамбульскую конвенцию — международное соглашение, принятое для защиты прав женщин и предотвращения насилия в семье и обществе. Документ в частности предусматривал судебное преследование лиц, виновных в домашнем и других видах насилия

Эмма Синклер Уэбб, старший научный сотрудник HRW по Турции в отделении Европы и Центральной Азии подсчитала, что примерно четыре из десяти женщин в Турции в течение жизни подвергались физическому или сексуальному насилию.

Сложно доказать вину нападавшего

Несмотря на столь печальную статистику, туристам, пережившим изнасилование, все равно лучше обратиться в местную полицию и сделать это как можно раньше. Так будет проще собрать доказательства преступления: показания свидетелей, биологические следы подозреваемых, записи с камер видеонаблюдения. К тому же делу можно придать резонанс, чтобы общественность вступилась за жертву насилия и чтобы другие девушки были более осторожными при общении с мужчинами за границей.

«Государство в обязательном порядке предоставляет бесплатного переводчика — его вызывают полицейские, и когда речь идет о преступлении сексуального характера, страна пребывания предоставляет бесплатного адвоката. Пострадавший также может подать жалобу непосредственно в прокуратуру. Но когда это срочные дела — например, необходимо быстро собрать видеоматериалы, другие доказательства, — лучше вначале обратиться в полицейский участок для оперативного сбора данных», — пояснила проживающая в Турции адвокат Севда Байдан.

Многие туристы опасаются обращаться в правоохранительные органы на курорте, поскольку не знают местного или английского языка, а полицейские в большинстве случаев могут не владеть русским или английским, отмечает адвокат Елена Хюннинен.

По ее словам, представители дипмиссии подскажут, как лучше действовать в этой ситуации, помогут найти местных адвокатов, которые знают тонкости местного законодательства: Они знают, какие заявления и ходатайства подавать, о чем можно просить, как можно ускорить процедуру, куда жаловаться и обращаться. «Представители российского консульства в Анталье активно помогали мне, когда я представляла интересы российской семьи по другому делу», — рассказала юрист.

Севда Байдан полагает, что в случае с изнасилованием 45-летней москвички необходимо как можно быстрее собрать записи видеокамер, ведь по истечении 30 дней, а то и раньше, они автоматически сотрутся. Помимо этого, нужно быстрее опросить свидетелей, учитывая, что в отеле постояльцы то и дело меняются.

«Поэтому нужно вести весь процесс в Турции, на месте преступления. В стране принято много законов, защищающих интересы иностранных граждан. Необходимо только обращаться в нужные органы», — рассказала Байдан. В частности, юрист отметила, что на странице посольства России в Турции есть список русскоговорящих адвокатов.

Полиция патрулирует один турецких пляжей. Фото: Mehmet Emin Menguarslan / Anadolu Agency via Getty Images

Также следует учитывать, что за пределами страны, в которой было совершено изнасилование, добиться справедливого разбирательства еще сложнее. «Доказательством являются как свидетельские показания, так и показания самой потерпевшей и обвиняемого, но при наличии только их одних срабатывает международный принцип презумпции невиновности: все неразрешимые сомнения — то есть когда есть слово против слова, при отсутствии других доказательств, — эти сомнения всегда будут трактоваться в пользу обвиняемого», — пояснила Елена Хюннинен.

Сроки рассмотрения дела в каждой стране разные. Так, на территории Турции достаточно долго длится расследование — такова особенность местного права, поясняет юрист. А если участником судебного процесса становится иностранный гражданин, все еще больше замедляется.

«Если в ходе расследования этого уголовного дела человек находится уже за пределами государства, то получить доказательства можно путем процедуры международного сотрудничества, а это достаточно длительный процесс. По сложившейся практике, запрос из России в Турцию и обратно может идти от трех месяцев до года. То есть там правда очень много бюрократических процедур, которые усложняют и затягивают процесс. Так что процесс затягивается не потому, что так хотят следователь или судья, а из-за участия иностранных граждан в судебном процессе», — рассказала адвокат.

Об изнасиловании нужно рассказать

В любом случае женщинам, пережившим изнасилование, необходимо как можно скорее обратиться за психологической помощью, отмечает психотерапевт Ирина Герчикова.

На сайтах общественных организаций есть пошаговая инструкция для людей, подвергшимся изнасилованию. Главные рекомендации — не молчать, а требовать справедливости, вовремя обратиться в полицию и пройти медицинское освидетельствование. До этого советуют не мыться, поскольку на теле могут оставаться важные для следствия улики.

Помимо этого, в первые часы после случившегося нужно пройти профилактику ВИЧ и венерических заболеваний, а также принять специальные препараты для экстренной контрацепции.

После этого пережившим надругательство советуют обратиться в кризисный центр за психологической поддержкой и юридической консультацией. В России это кризисные центры «Анна», «Сестры», Кризисный центр помощи женщинам и детям, единый телефон доверия МВД, Центр экстренной психологической помощи МЧС России.

В «Кризисном центре для женщин» пояснили, что главное для переживших насилие — попытаться оказаться в безопасном месте и попросить о помощи. «Если есть связь с кем-то из близких, знакомых, важно рассказать о случившемся и попросить их связаться с правоохранительными органами либо запросить квалифицированную психологическую и юридическую помощь онлайн», — посоветовали эксперты.

Давить на глаза и бить по ушам

В некоторых случаях женщинам все же удается дать отпор насильнику, признает Надежда Михайлова, основательница первой в России школы женщин-телохранителей, хотя универсальной формулы самообороны нет.

На набережной Манавгата в турецкой провинции Анталья. Фото: Евгений Харитонов / Legion-media.ru

«Главное — действовать. Например, говорить что-то и при этом вырываться, бить по открытым местам. В качестве оружия можно использовать все, что попадется под руку в сумочке: ручку, расческу, собственные руки и ногти. Любым предметом можно наносить удары по открытым местам», — пояснила Михайлова.

Эксперт полагает, что больше всего шансов отпугнуть злоумышленника у тех, кто прошел курсы по самообороне или хотя бы мысленно проигрывал подобную ситуацию. «Женщина может представить, как себя вести в подобной ситуации, научиться бить по болевым точкам. Ведь большинство девушек от страха впадают в ступор, а тут нужно дать отпор, хотя бы попытаться сильно толкнуть и убежать», — заключает она.