Войти в почту

Польские дворцы, где до сих происходит необъяснимое

Замок без беспокойного призрака как свадьба без невесты. Польские крепости не исключение. Подробности — в статье «Рамблера».

Польские дворцы, где до сих происходит необъяснимое
© Łukasz Śmigasiewicz

Замок Огродзенец

Сейчас эти величественные руины — достопримечательность Силезского воеводства. Замок же был построен еще в XIII веке по приказу короля Казимира III Великого. Государь подарил его маршалку Пржедбору из Бжези. Позже дворец стал собственностью краковского дворянина Владива Чарбиновицкого, а затем на сто лет попал в руки рода Сулима. Огродзенец переходил от одной семье к другой, сильно пострадал во время Потопа — вторжения шведов в Речь Посполитую. Наконец его владельцем стал кастелян и воевода Станислав Варшицкий.

Еще при жизни он стяжал недобрую славу. Варшицкий отличался не только жадностью, но и жестоким нравом. Поговаривали, что он любил лично пытать людей. До сих пор можно увидеть камеру пыток с инвентарем — например, с креслом инквизитора, утыканным гвоздями. Также Варшицкий стал фигурантом нескольких уголовных дел, в том числе его подозревали в убийстве дворянки Магдалены Конопанской.

© Barbara Maliszewska

И тем не менее, он был рачительным хозяином — восстановил Огродзенец после нашествия шведов, построил искусственную систему каналов и прудов для орошения, поддерживал ткацкое и керамическое производство. Поэтому и после смерти он как будто не может расстаться с дорогими сердцу развалинами и появляется в образе огромного черного пса с цепью на шее. Призрак обходит свои владения и сторожит спрятанные им сокровища. Считается, что так дьявол наказал его за преступления при жизни.

Замок Чоха

Крепость в Нижнесилезском воеводстве привлекает духов всех мастей, так что Чоху (в старину Чайкув) можно назвать музеем призраков.

Замком владел майсенский епископ фон Вейзенов, потом князь Генрих Яворский и его племянник Болеслав Малый. В 1909 году Чоху купил Эрнст Гюшов из Дрездена, сделавший состояние на торговле табаком. Он занялся реконструкцией замка, ориентируясь на рисунки 1703 года. Гютшов скупил немало ценностей у русских эмигрантов после революции и покинул замок только в 1945 году. По легенде, в годы войны в Чохе находилась школа шифровальщиков Абвера, но достоверных доказательств нет.

Замок, брошенный хозяином, стал легкой добычей мародеров — они изрядно поживились имуществом Чохи. И лишь в 1952 году его сделали Военным домом отдыха. Сейчас это просто отель для тех, кто любит пощекотать себе нервы.

© Rafał Konieczny

Например, под мостом можно услышать стоны погибших участников погребальной процессии, которые утонули во рву в 1719 году. А из колодца во дворе доносится плач жены Иоахима фон Ностица, которую утопили там по приказу мужа за измену. Дитя от незаконной связи было замуровано в стене или в камине замка. Род Ностицев владел замком с 1451 по 1700 годы.

В XV веке Чоху осадили и взяли гуситы. Об этом событии напоминает привидение Белой дамы. По легенде, женщину звали Гертруда и она спровоцировала нападение гуситов на твердыню, чтобы отомстить брату за какую-то обиду. Брат казнил сестру, отрубив ей голову, а заодно проклял, поэтому вот уже много веков она не может попасть на тот свет.

© Monika Mężyńska

Курницкий замок

Замок находится в городе Курник, Великопольское воеводство. Он был основан в XV веке и до 1592 года был резиденцией магнатов из рода Гурка. В 1573 году здесь даже побывал Генрих Валуа, который, прежде чем стать королем Франции, восседал на польском троне. С конца XVII века хозяевами замка стали представители шляхетского рода Дзялыньских.

© Антуан Песне. Теофила Дзялыньская. Тот самый портрет

С Теофилой Дзялынской связан и фамильный призрак этого замка. Она занималась реконструкцией замка, собрала бесценную библиотеку, ремонтировала дороги и мосты, поддерживала местные мануфактуры. Но в процессе созидания Теофила приказала разрушить охотничий домик магнатов Гурка, где, по преданию, они спрятали некий клад и поручили его стеречь злому духу. Сокровище не нашли, но дух и впрямь разгневался. И после своей смерти Теофила в образе Белой дамы выходит из своего портрета и гуляет по галереям.