«Для мужчин стюардесса — это модель в самолете»: новая форма украинских бортпроводниц вызвала спор в соцсетях

Украинская авиакомпания SkyUp разрешила стюардессам работать в брюках и кроссовках. Руководство лоукостера решило пойти навстречу пожеланиям бортпроводниц и сделать форму более комфортной. «Рамблер» объясняет, почему такое решение изменит представление о бортпроводницах.

«На шаг ближе к колхозу»: новая форма стюардесс вызвала споры
© Кадр из фильма "Терминал"

Теперь стюардессы смогут носить кроссовки Nike вместо туфель и брючные костюмы вместо юбки.

© @skyup.aero

«Новая форма базируется на идее динамики и движения, поэтому вместо костюмов с юбками у женщин появятся брючные костюмы с более спортивным кроем, которые мы создали вместе с партнерами из GUDU. Дополняет образ легкий кожаный тренч», — прокомментировали свое решение представители SkyUp для avianews.com.

Кроме того, шейный платок теперь будет на плече. Такие изменения призваны облегчить работ стюардесс, которые проводят долгие часы полета на каблуках и в тесной юбке.

© skyup.aero

Также бортпроводницы могут делать более естественный макияж и менее сложные прически. Бортпроводниц в новой форме пассажиры увидят уже осенью этого года.

Классический образ стюардессы, предельно женственный, в массовом сознании сформировался давно, не в последнюю очередь благодаря кинематографу. Ухоженная красотка в мини-юбке при этом воспринималась как украшение самолета и объект мужских фантазий, а не как сотрудница авиакомпании, от действий которой во многом зависит жизнь и здоровье пассажиров.

Авиакомпании сознательно использовали такой образ стюардесс в рекламных целях, предъявляя жесткие требования не только к умениям своих сотрудниц, но и внешности. Рост, вес, возраст, миловидность — все это имело определяющее значение.

Например, в американских авиакомпаниях принимали на работу девушек ростом не выше 160 сантиметром и весом не больше 52 кг. Кстати, сначала их называли Sky Girls — то есть небесные девушки. И хотя первых стюардесс отбирали по наличию медицинского диплома, скоро внешность стала одним из основных критерием отбора.

На протяжении многих лет никто не думал о комфорте самих стюардесс — не только физическом, но и психологическом.

Мало того, что они вынуждены проводить на ногах много часов, терпеть смену часовых поясов, климатических зон и перепады температур, а иногда и неадекватное поведение пассажиров — и все это в униформе, больше подходящей для неспешной прогулки по холлу офиса. Профессиональная болезнь стюардесс — ранний варикоз.

© Кадр из фильма "Пойма меня, если сможешь"

При этом многие стюардессы сталкиваются с неприличными предложениями подвыпивших, а иногда и трезвых пассажиров, которые воспринимают их привлекательность как невербальный сигнал к действиям.

Например, по данным Lenta.ru со ссылкой на Telegram-канал Mash 18 июня произошел инцидент на борту самолета авиакомпании «Победа», летевшего из Петербурга в Москву.

Двадцатилетняя стюардесса пожаловалась на домогательства со стороны пьяного пассажира. Тот попросил проводить его до уборной, а там, по словам девушки, сделал непристойное предложение, пообещав взамен две тысячи рублей. Протрезвев, пассажир отринул все обвинения. Мужчина объяснил, что пообещал деньги за стирку его рубашки, испачканной из-за того, что у него пошла из носа кровь.

Как бы там ни было, сам по себе случай довольно характерный — многие мужчины воспринимают стюардесс не как сотрудниц авиакомпании, а девушек для развлечения пассажиров. Хотя стюардесса — это опасная профессия, требующая выдержки и профессионализма, они как и пилоты рискуют жизнью в каждом рейсе. И они не обязаны выглядеть как манекенщицы на подиуме.

Вопрос об удобной одежде давно обсуждаются стюардессами всего мира. Например, бывшая британская стюардесса Джейд в 2018 году рассказала BBC о том, что традиционная форма — узкая юбка, яркий макияж и маникюр — не только доставляла ей дискомфортные ощущения, но вызывала тревогу. Ведь когда ее учили приемам сердечно-легочной реанимации на земле, на ней были брюки.

«Меня беспокоило и то, насколько мне удобно в таком костюме будет помогать пассажиру в случае чрезвычайной ситуации, и то, как я буду при этом выглядеть со стороны», рассказала Джейд.

Кроме того, такая форма только подтверждает все гендерные стереотипы, навязываемые женщинам патриархальным обществом.

При этом многие авиакомпании уже начали это понимать. Например, стюардессы La Compagnie носят бермуды, а бортпроводницы британской Virgin Atlantic Airways и ирландской Aer Lingus Limited могут выбрать брюки вместо юбок.

© @virginatlantic

В соцсетях также живо обсудили новость об украинских стюардессах. В дискуссии сошлись традиционалисты и сторонники преобразований. Орфография и пунктуация авторов сохранены.

Макс Королевский: «Правильно сделали. Как они на каблуках целый день ходят, я не знаю, а самое главное ради чего».

Татьяна Порядина: «Ради красоты. На красивых женщинах глаз отдыхает, а в самолете развлекает, отвлекает».

Йцукен Йцукен: «Вообще-то у бортпроводниц специально такой внешний вид, чтоб люди на них смотрели и отвлекались от полёта,и меньше боялись перелёта и всяких ситуаций на борту».

Neji Yagami: «Если у самолёта двигатель выйдет из строя мне вообще до лампочки будет, как там выглядит стюардесса».

Valeria Herwald-Lindemann: «Они должны быть такими красивыми, чтобы увеличивать лояльность пассажиров. Аэрофобов внешний вид стюардесс не успокаивает, напротив, пытаясь считать с лица стюардесс ситуацию, они паникуют ещё больше. Не говоря уже о том, что стюардессам как бы в случае чего людей спасать, и на каблуках и в юбках - такое себе. А на фото девушки и в костюмах красивые».

Юлия Миронова: «Что опять за дискриминация женщин? Стюардессы как развлекушка для пассажиров-мужчин выступают, а пассажиры-женщины не нуждаются в успокоении и отвлечении? Требую полуголых мужиков на борт, чтобы женщины тоже могли стресс снимать!»

Natalya Zubareva: «Почему тогда мужчинам-стюардам можно без каблука ходить? Пусть тоже тогда на шпильках щеголяют, раз это так необходимо. И пилоты тоже».

Валера Петушков: «При нештатных ситуациях штаны и кроссы более выгодны. Хотя здесь скорее из-за удобства и заботы о здоровье стюардесс разрешили».

Сергей Монахов: «Стюардессы изначально были отрадой для глаз так сказать. Туда и набор ведется чуть ли не топ моделей. Нафига их одевать в штаны-то».

Николай Одарюк: «Ну давайте министры будут сидеть в спортивном, потом врачи в майках. Дело же не в удобстве. Это целая традиция».

Алиса Орлова: «Вы пробовали ходить на каблуках? Или в юбке-карандаш? Это невероятно неудобно, а в случае с каблуками ещё и дискомфортно».

Николай Одарюк: «Но они за это деньги хорошие получают. Стюардесса это как ангелы виктории сикрет, лицо компании».

Роман Пресняков: «Когда будешь ходить в каблуках и юбках каждый день по самолёту - тогда говори. Не ходил? Рот. Дресс код все ещё существует, но теперь он стал более удобным для стюардесс».

Сергей Кар: «Еще пяток лет, и будут обслуживать гопники в Адидасе».

Игорь Сибирский: «Уменьшится отток кадров от беременности и ухода замуж».

Томас Мур: «На шаг ближе к колхозу».

Мстислав Филимонов: «Лично по мне строгость и женственность делают эту профессию такой эстетичной. А то что сейчас... Удобство лишает нас особой красоты...Это почти то же самое, что на военном параде увидеть парней в кедах и зеленых трико, идущих в развалку... Удобно».

Андрей Черемисин: «Воюют эти парни отнюдь не в парадной форме. Пусть стюардессы носят узкие юбки и шпильки на смотрах и инструктажах. А непосредственно на работе их форма должна быть удобной для выполнения обязанностей. В т.ч. при возникновении критических ситуаций».

Галина Михайлова: «Они на ногах целый день, а в случае необходимости оказания помощи шпильки и облегающая юбка только мешают. Эти каблуки и узкие юбки нужны, если профессия не связана с необходимостью в случае чего оказания срочной помощи и необходимо выглядеть как модель, например в офисе, когда сидишь...»

Альбина Муртазина: «Стюардессы всегда были эталоном красоты и женственности. В кроссах и брюках уже не то пальто».

Юлия Ковальчик: «Замечу, что больше всего недовольны такой переменой тут мужчины. Их эстетический глаз потерял "красоту". Для них стюардесса - это модель в самолёте. Украинцы поступили мудро».