Флоренцию часто и незаслуженно обижают, рассматривая ее как промежуточную точку, куда можно заскочить на денек, совершая поездку по Тоскане или прибыв на поезде из Венеции. И совершенно забывают о том, что этот небольшой город сыграл величайшую роль в мировой истории искусства. Ведь здесь расцвела эпоха Возрождения. Если вы все же приехали сюда на один день, не тратьте время на очереди в музеи. Пройдитесь по улицам и познакомьтесь с шедеврами, которые тут встречаются на каждом углу. Редакция Рамблер.Путешествия составила кольцевую прогулку, позволяющую увидеть творения Брунеллески и Микеланджело, фресковую живопись Мазаччо и Гирландайо.

Площадь Синьории

Piazza della Signoria Piazza della Signoria

Во времена римлян на месте этой площади располагался театр. По прошествии времени семейство Уберти использовало камни, оставшиеся от театра, в качестве строительного материала для башен, в которых и поселилось. В XIII веке все башни разрушили, но площадь застраивать не стали. Правительство Флорентийской республики решило возвести здесь лишь дворец Синьории, то есть нынешний Палаццо Веккьо.

Палаццо Веккьо

Palazzo Vecchio Piazza della Signoria

Палаццо начали строить в 1299 году. Помимо административных функций оно призвано было выполнять также и функции защитные, поэтому здание напоминает крепость: стены мощные, камень грубый, башня высокая. Потом в течение двух веков его периодически достраивали и реконструировали. Сейчас Палаццо работает как музей.

Лоджия Ланци

Loggia dei Lanzi Piazza della Segnoria

Высокая трехарочная лоджия была построена для проведения публичных церемоний и торжественных собраний правительства Флорентийской республики. В дальнейшем за ней закрепилось название «Ланци»: именно так в сокращенном варианте на итальянском языке звучало название немецких наемных воинов ландскнехтов, которые служили герцогу Тосканы Козимо I Медичи и располагались как раз в этом открытом павильоне. Покиньте Площадь Синьории по Via de’ Gondi, оставив Палаццо Веккьо позади справа. Поверните на первом перекрестке налево, пройдите квартал и справа увидите дворец Барджелло.

Дворец Барджелло

Museo Nazionale del Bargello Via del Proconsolo, 4

В стенах дворца выставлена итальянская скульптура XIV-XVI веков. Среди прочего здесь размещены работы великих Челлини и Микеланджело. Двигаясь мимо Барджелло по Via del Proconsolo, дойдете до собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Только увидите его сначала не с фасада, а со стороны алтарной части.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Cattedrale di Santa Maria del Fiore Piazza del Duomo, 17

Тут не обойтись без арифметики. Возведение Дуомо заняло 6 веков. На протяжении этого времени руководили работами 6 архитекторов. 90 тысяч человек могли поместиться в собор: в конце XIII века, когда был заложен первый камень в основание фундамента, именно столько жителей насчитывалось во Флоренции. После того, как были возведены стены храма, прошло 40 лет, прежде чем великий Брунеллески построил купол, не возводя строительные леса и опалубку: таково было требование заказчика, желавшего сэкономить. Известно, что рабочие боялись инновационного способа строительства, отсутствия опор, и опасались, что выкладываемые ими из кирпича грани разрушатся прямо под ними. Доказывая безопасность придуманной им конструкции, Брунеллески сам взбирался наверх. Также он изобрел несколько специальных устройств для работы на высоте.

Кампанила Джотто

Campanile di Giotto Piazza del Duomo

Мрамор для облицовки этой кампанилы добывали в трех разных областях Италии. Любопытно, что изначально верхушку колокольни планировали сделать островерхой, готической. Но по мере продвижения строительства от этой идеи отказались. Благодаря точно выверенным пропорциям и увеличивающейся высоте окон к третьему уровню, создается впечатление стремительного движения колокольни вверх.

Баптистерий Сан-Джованни

Battistero di San Giovanni Piazza Duomo

Точное время появления баптистерия св. Иоанна Крестителя (или Сан Джованни Баттиста) на этом месте неизвестно. Историки склонны считать, что первая крестильная купель под крышей возникла тут в 488 году. В дальнейшем баптистерий много раз перестраивался, хотя и сохранял первоначальную восьмигранную форму. Из четырех дверей баптистерия особенного внимания заслуживают те, которые выходят на восток и север. Великий мастер Лоренцо Гиберти потратил на их создание 50 лет своей жизни из 77! Теперь обойдите собор слева и сверните налево на Via dei Servi. Она приведет на Piazza Santissima Annunziata, где расположен Воспитательный дом.

Воспитательный дом

Ospedale degli Innocenti Piazza della Santissima Annunziata, 1-7

Предназначенный для детей-сирот и подкидышей, этот воспитательный дом сочетал в себя ясли, школы, мастерские. Само здание считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре, поэтому его можно найти во всех учебниках, по которым учатся будущие архитекторы. Строивший его Брунеллески, параллельно работал над возведением купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре. С Piazza Santissima Annunziata следуйте по Via Cesare Battisti. Через квартал она выведет на Piazza di San Marco.

Площадь и монастырь Сан-Марко

Piazza di San Marсo, convento di San Marco Piazza di San Marco

Монастырь Сан-Марко был основан в XIII веке, а спустя два века его кардинально перестроили в стиле Ренессанса. Деньги на это выделил Козимо Медичи Старший, банкир, выдающийся политический деятель своего времени. Он щедро спонсировал строительство церквей во Флоренции. И именно он пригласил архитектора Микелоццо ди Бартоломео для реконструкции монастыря. Мастер полностью перестроил трапезную, а на втором этаже сделал кельи и библиотеку. Кроме этого, он разбил сад и провел дренажную систему. От площади Сан-Марко следуйте по Via Camillo Cavour до пересечения ее с Via de Gori. Тут, не доходя одного квартала до Дуомо, справа расположено Палаццо Медичи-Рикарди.

Палаццо Медичи Риккарди

Palazzo Medici Riccardi Via Camillo Cavour, 1

Первый этаж дворца напоминает крепость, ведь стены облицованы необработанным камнем. Он предназначался для подсобных помещений, конюшни и помещений, в которых жили слуги. Хозяйские апартаменты занимали второй этаж. В соответствии с распоряжением заказчика дворца – Козимо Медичи Старшего – в помещении также располагался офис его банка. По образцу этого палаццо в Италии были построено еще несколько подобных сооружений. Поверните с Via Camillo Cavour направо на Via de Gori, пройдите по ней и сверните налево через один перекресток. Слева увидите церковь Сан-Лоренцо.

Церковь Сан-Лоренцо

Basilica di San Lorenzo Piazza San Lorenzo 9

В церковь Сан-Лоренцо люди устремляются для того, чтобы увидеть капеллу Медичи, созданную Микеланджело. Ее создание поручили мастеру в тот момент, когда стало ясно: старая ризница родовой церкви семейства Медичи, где хоронили всех представителей этого древнего рода, не сможет вместить новые гробницы. Капелла Медичи – это пример гармонии скульптуры и архитектуры. Статуи «День» и «Ночь», «Утро» и «Вечер», размещенные на саркофагах, выражают печаль и спокойствие. После осмотра капеллы Медичи, продолжайте движение по Via del Giglio. Дойдя до пересечения ее с Via dei Banchi, найдите пешеходный переход и пересеките площадь. Не заметить по правую руку нарядную церковь Санта-Мария Новелла просто невозможно!

Церковь Санта-Мария-Новелла

Chiesa di Santa Maria Novella Piazza di Santa Maria Novella

Джованни Боккаччо избрал эту церковь отправной точкой своего «Декамерона»: именно в ней встречаются семь дам и трое юношей. Под сводами храма они договариваются уехать из охваченной чумой Флоренции на загородную виллу, чтобы спастись от болезни. Сегодня собор привлекает не только нарядным и торжественным фасадом, но и теми фресками и росписями, которые сохранились в его интерьере. Осмотрев церковь и прилегающий к ней комплекс зданий, покиньте площадь перед храмом, оставив ее за спиной. Выходите на улицу Via del Sole и идите по ней все время прямо до пересечения с Via de Tornabuoni. Вашему взору здесь предстанет палаццо Строцци.

Палаццо Строцци

Palazzo Strozzi Piazza degli Strozzi

Дворец для знатной флорентийской семьи Строцци был построен за 15 лет. Главный заказчик – Филиппо Строцци – не дождался окончания проекта, умерев в самом начале строительных работ. Сейчас здание используется как культурный центр – в нем проходят выставки, показы мод, культурные акции. От Дворца Строцци пройдите по Via de Tornabuoni. Задержитесь на площади Санта-Тринита, где возвышается «Колонна правосудия». До того как ее установили здесь в середине XVI века, она стояла в Термах Каракаллы в Риме. Тут же расположена одна из древнейших церквей Флоренции – Санта-Тринита (или Святой Троицы). Она построена в XI-XIV веках, но фасад переделывали в конце XVI века. В храме восхищение вызывает капелла Сассетти, которую расписал Гирландайо. С площади пройдите на мост Санта-Тринита.

Мост Святой Троицы

Ponte Santa Trinità Ponte Santa Trinita

Самый изящный мост Флоренции. Придумывая эту конструкцию в XVI веке, Бартоломео Амманнати думал не только о практической пользе моста, но и его эстетическом виде. Перейдя на другой берег Арно, сделайте несколько шагов вперед, поверните направо на Via Santo Spirito. По ней дойдите до Piazza del Carmine, которая будет слева по ходу движения.

Капелла Бранкаччи

Cappella Brancacci Piazza del Carmine 14

За скучным фасадом церкви Санта-Мария-дель-Кармине скрывается шедевр – фрески эпохи раннего Ренессанса. Ими покрыта вся капелла Бранкаччи, построенная по приказу семейства Бранкаччи во второй половине XIV века. Эта же семья в 1422 году наняла художников Мазолино и Мазаччо для росписи фамильной часовни, пожелав видеть в ней сюжеты, иллюстрирующие житие апостола Петра и грехопадение. Мазолино расписывал своды, его работы утрачены. Мазаччо трудился над фресками на стенах. В конце XX века их долго реставрировали и открыли для публики в 1990 году. Выразительные лица персонажей, великолепные пропорции – все это принадлежит кисти художника, которому на тот момент было чуть более 20 лет! Выйдя из церкви поверните направо. По Via Santa Monaca переходящей в Via Sant Agostino доберетесь до Piazza di Santo Spirito.

Базилика Святого Духа

Basilica di Santo Spirito Piazza di Santo Spirito

На площади возвышается церковь Святого Духа, которую главный архитектор проекта – Брунеллески – изначально планировал повернуть фасадом к реке. Однако для этого нужно было снести ряд домов и потому от идеи отказались. Более чем скромный фасад, строгие капеллы, простой интерьер – именно к этому стремился мастер в данной работе. Покинув церковь, поверните на узкую улочку налево. Если идти все время прямо, дорога приведет к площади перед палаццо Питти.

Палаццо Питти

Palazzo Pitti Piazza Pitti, 1

Дворец изначально строился влиятельным и богатейшим Лукой Питти. На него работал чуть ли не весь город. Даже изгнанных из Флоренции преступников принимали на строительной площадке с удовольствием. Однако в 1550 году здание перешло в руки семьи Медичи, которые расширили и достроили его по своему вкусу. У Питти просто не хватило средств, чтобы закончить проект. Сегодня в палаццо размещен крупнейший музейный комплекс Флоренции. От дворца прогуляйтесь к реке Арно и Старому мосту.

Мост Понте Веккьо

Ponte Vecchio Ponte Vecchio

Визитная карточка Флоренции – Понте Веккьо – расположен в самом узком месте реки, где была переправа еще во времена римлян. Гулять по нему в привычном смысле этого слова сложновато из-за обилия ювелирных лавок и толп туристов. Но уникальность сооружения можно оценить в полной мере. Сойдя с моста, поверните направо и пройдите по набережной до Галереи Уфицци.

Галерея Уффици

Galleria degli Uffizi Piazzale degli Uffizi, 6

Здание, в котором нынче размещается одна из самых крупных и значимых коллекций европейской живописи, изначально строилось под офисы канцелярии и заседания. Основу собрания музея составили полотна, принадлежащие семейству Медичи. Впоследствии она постепенно пополнялась. Чтобы посмотреть на шедевры, билет лучше всего заказывать заранее, дабы избежать ожидания в длинной очереди. Здесь наш кольцевой маршрут завершается.

Перезвоните мне