Дети за границей: знания и приключения

Путешествие с детьми школьного возраста — жанр особый. Да, подростки любопытны и жадны до новых впечатлений. Однако найти с ними в поездке общий язык родителям бывает сложновато. Особенно когда речь идет о познавательном вояже. Как сделать путешествие с ребенком продуктивным? Чем можно заинтересовать и увлечь? Советы дает директор Международной Школы завтрашнего дня Леонид Витальевич СТОЛЯРЧУК, который по 5—6 раз в год совершает визиты в партнерские школы Америки, Африки и Азии и регулярно ездит с учениками на различные олимпиады.

Леонид Столярчу

Директор московской Международной Школы завтрашнего дня, которая работает в рамках концепции билингвального обучения. Каждый предмет изучается здесь на двух языках: на русском (в соответствии с российской образовательной программой) и английском (по американской программе «School of Tomorrow»). Среди учеников — как русские дети, так и ребята из других стран, по воле судьбы оказавшиеся с родителями — сотрудниками посольств — в Москве.

У самого Леонида Витальевича шесть детей. В их семье действует правило: папа разговаривает с детьми только на английском, мама — на русском. В результате каждый ребенок превосходно говорит на двух языках.

_Леонид Витальевич, в силу статуса школы вы часто совершаете с учащимися поездки на олимпиады и учебные конференции в разные страны. Что дают детям школьного возраста путешествия за рубеж? _

Наши дети живут в очень насыщенном информационном поле. Но ничто не может сравниться с живыми впечатлениями. С моей точки зрения, путешествие — одна из самых лучших форм образования. Хотя, конечно, дети этого не осознают.

Во время путешествия ребенок оказывается в новой обстановке, участвует в формальных процедурах (например, на паспортном контроле в аэропорту). В результате он познает мир, оказываясь в новых для себя ситуациях, накапливая собственный жизненный опыт.

Бесспорно и то, что любое путешествие — это потрясающий повод для общения. И с незнакомыми, случайными людьми, и со своими сверстниками и учителями, если они едут всем классом.

_Продолжим тему общения. Родители всегда надеются, что в другой стране их ребенок будет разговаривать на иностранном языке. Однако дети не спешат оправдать эти ожидания. Родители заставляют, ребенок сопротивляется. Как быть? _

С одной стороны, родители абсолютно правы в том, что хотят дать ребенку возможность проявить свои способности в стране, где говорят на иностранном языке. В реальной ситуации лучше всего актуализировать словарный запас, свое знание грамматики и увидеть, как тебя поймут, если ты что‑то скажешь на иностранном языке. Это великолепный шанс превратить язык из абстрактного предмета в средство общения.

Но есть вторая сторона медали. Нельзя заставлять ребенка говорить, пока он к этому не готов. Этот принцип мы исповедуем в школе, и я придерживаюсь его со своими детьми. Для того чтобы ребенок заговорил на иностранном языке, не надо на него давить. В частности, не стоит предлагать дочке или сыну прочитать наизусть стихотворение, выученное в школе на английском или другом языке, перед гостями, собравшимися дома. Так вы просто одним росчерком пера уничтожите у ребенка желание говорить на иностранном языке.

Вместо этого, находясь в другой стране, создавайте естественные ситуации. Например, скажите: «Слушай, я хочу в этом магазине купить то‑то и то‑то, вот только слова немного подзабыл, не поможешь мне? Я начну спрашивать, ты мне поможешь, как‑то вместе легче…»

Будьте дипломатами! Переводите задачу в практическую плоскость. И ребенок сконцентрируется на ее выполнении, а не на анализе своих языковых знаний. И еще помните: чем выше уровень языка у ребенка перед поездкой за границу, тем больше он сможет «взять» в стране изучаемого языка.

Только не надо думать, что поселившись в пятизвездочном отеле в Турции, где вокруг одни русскоговорящие дети, ребенок будет общаться по‑английски. Его нужно поместить в такую ситуацию и в такую среду, где у него возникнет естественная потребность говорить на языке.

_Начиная с какого возраста детям интересны познавательные поездки? _

Я стараюсь брать своих детей в путешествия после 10 лет. В этот период ребенок уже понимает разницу в культуре, языке, быстрее и легче вовлекается в общение. И потому то вложение, которое мы как родители в этот момент делаем (и материальное, и по времени), в конечном счете приносит более ощутимые результаты.

Например, год назад я с двумя своими дочерьми — старшеклассницей и выпускницей вуза — побывал в Сингапуре и Австралии. Мы бродили по ночному Сингапуру, видели поющие фонтаны, переливающиеся всеми цветами радуги. В Австралии в первую очередь направились в местный зоопарк в Брисбене. У Юли, старшей дочери, которая в прошлом году закончила МГЛУ в Москве, была мечта — раз в жизни обнять коалу. И вот в Австралии она смогла это сделать. Тут же мы гладили кенгуру прямо в вольерах, на которых было написано, что столь близкое общение с животными зоопарк оставляет на усмотрение посетителей и за последствия не отвечает.

Также я ездил с 12-летним сыном Алексеем и 15-летней Лерой в Турцию в рамках двуязычной олимпиады Школы завтрашнего дня, которую наша школа ежегодно проводит для учащихся стран СНГ и Балтии по более чем 100 академическим, музыкальным, спортивным и другим номинациям. Я с интересом наблюдал за тем, как Алексей там общался со сверстниками из других стран. К тому времени он накопил уже серьезный языковой багаж, который «выплеснулся» в соответствующей ситуации. Но я был рядом и всегда мог помочь. Это важно, потому что у нас был и другой опыт.

Наша старшая дочь впервые поехала в зарубежную поездку без нас, родителей. Она тогда занималась в хоре, который пригласили для выступления в Америку. И дочка столкнулась с различиями культур.

В Штатах ее поселили в одну семью, где она однажды сделала что‑то не так в бытовом плане (то ли полотенце не там оставила, то ли кровать не так заправила), и случайно услышала, как это ее «неправильное» поведение обсуждают хозяева. Ее сильно обидела ситуация, когда ей ничего не сказали и продолжали с ней общаться и мило улыбаться. Я знаю, что если бы был с ней в тот момент рядом, смог бы это объяснить. Но получилось, что этот негативный опыт сильно на нее повлиял. Она на протяжении долгого времени не могла избавиться от ложного стереотипа, что все американцы — лицемеры. Только спустя много лет она сумела преодолеть этот образ.

_К каким еще жизненным урокам стоит готовить детей перед путешествиями? _

Важно не столько готовить, сколько пытаться вместе с ними обсуждать разные ситуации. Приведу пример. Мы с группой учащихся нашей школы были в Ванкувере. Все ученики заметили, что бездомных людей там гораздо больше, чем у нас, и они отличаются от московских бомжей. Они меньше пристают, лучше одеты. Там нормальной является ситуация, когда бомж заходит в пиццерию, и, стоя рядом с тобой, покупает кусочек пиццы, а если ему не хватает нескольких центов — просит окружающих их добавить.

Нашим детям это бросилось в глаза, они размышляли, возможна ли подобная ситуация в нашей стране, как бы отнеслись к ней люди и т. п. И это — наглядный урок толерантности.

Еще помню, как в ЮАР, где мы тоже были с группой учеников, нас очень строго предупредили о том, чтобы никто, особенно дети, не выходил на улицу после семи вечера. Как выяснилось, в этой стране вероятность того, что вечером человека могут ограбить, а девушку изнасиловать, равна пятидесяти процентам! В свою очередь, когда наша партнерская школа из ЮАР приехала к нам с визитом в Москву, и подростки осознали, что могут в 11 часов вечера спокойно вернуться домой после театра или прогулки (если, конечно, не делать глупостей), они были буквально изумлены.

Так что любое путешествие расширяет кругозор и помогает детям осознать как негативные, так и позитивные явления, которые нас окружают повсюду.

_Как готовиться вместе с детьми к поездке? _

Чем глубже дети вовлечены в процесс подготовки, тем более интересным для них станет путешествие и тем эффективнее они смогут использовать время в чужой стране. Всегда можно вместе посмотреть путеводитель или дать ребенку задание найти определенную информацию в Интернете.

В любой стране есть культуроведческие особенности, о которых детям стоит рассказать заранее. Ведь в разных странах одни и те же жесты могут означать прямо противоположные вещи.

Существуют и языковые особенности. В частности, до поездки в Сингапур с дочерьми, я уже бывал там и знал, что в городе говорят на Singlish — то есть, Singaporean English. Поэтому заранее предупредил дочерей о том, что несмотря на их свободный английский, они поначалу будут понимать только 50 процентов из сказанного. На самом же деле из‑за сильного азиатского акцента наших сингапурских друзей дочки поначалу понимали примерно 40 процентов из того, что им говорили!

Можно поговорить и о том, что в чужой стране не будет привычной для ребенка еды. Особенно это касается детей помладше. Хотя тут никогда не угадаешь, как поведет себя ребенок. Например, когда один из моих сыновей был с группой в Китае, они отправились на рынок и нашли лавку, где продавались разные жареные насекомые. Дети накупили этой экзотики и с удовольствием все пробовали. Для учителей, которые сопровождали детей, этот эпизод стал неожиданностью.

В наших путешествиях с детьми никогда не было никаких неожиданностей с едой. Они любят пробовать все.

_Посоветуйте, пожалуйста, какие‑нибудь приемы, помогающие родителям превратить путешествие в запоминающееся для ребенка событие. _

Мои рекомендации будут творческими. Придумайте для ребенка приключение. Пусть это будет какая‑нибудь захватывающая идея, с помощью который вы включите ребенка в игру. Помогите ему начать, пофантазируйте вместе, дайте «руководящую» идею. Дальше он сам подхватит, а вы поддержите его парой советов.

Например, семья едет в Лондон, где жил Шерлок Холмс. Тут можно подумать о расследовании, проложить маршрут «по следу», поискать «улики». Или вспомнить о том, что в Англии есть королева и пофантазировать на тему королевских нарядов и украшений, выискивая что‑то интересное в витринах, музеях. Или же составить энциклопедию цветов и животных, которых ребенок встретит в английских парках и скверах.

Я со своими детьми часто затеваю какой‑нибудь проект, связанный с фотографией, поскольку сам увлекаюсь ею. Вообразите вместе с ребенком, что готовите фотографии для какого‑нибудь конкурса или Олимпиады на определенную тему: пейзажи, интересные детали в интерьерах церквей, портрет… Тогда ребенок будет ходить по улицам, высматривать интересные лица, красивые виды, снимать цветы, памятники.

Когда есть конкретная задача, дети перестают дергать родителей и проситься в отель. К тому же в момент, когда ребенок фотографирует что‑то в храме или в парке, ему можно рассказать массу интересных историй, связанных с этим местом. И он все «схватит» мгновенно, потому что это будет, что называется, к месту.

По возвращении домой важно проект завершить. Соберите из отснятых ребенком фотографий альбом, пусть он сделает подписи и подарит его бабушке с дедушкой. Или подготовьте коллаж, который ребенок отнесет после каникул в класс.

Изобретайте и фантазируйте! Пусть путешествие с ребенком станет приключением. Веселым и запоминающимся.

_Все фотографии — из личного архива Леонида Столярчука. _

По теме

Италия, Рим

Землетрясение в Италии: лавина сошла на отель с туристами

Места
Московская область

Планы на выходные: 5 живописных руин в Подмосковье

История
Берлин, Боливия, Вашингтон, Германия, Дели, Екатеринбург, Индия, Италия, Мексика, Мехико, Рим, Россия, США, Санкт-Петербург, Стокгольм, Швеция

15 мест громких политических убийств

Места
Вена, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Париж

5 лучших катков в крупнейших городах

Места
Великобритания, Румыния, Трансильвания, Чехия

В гостях у Дракулы: 6 самых страшных вампирских замков

Места
Испания, Мадрид

10 идей, куда сбежать из Мадрида на один день

Места

Топ-5 вдохновляющих фильмов о путешествиях

Интересно

Виза с гарантией: как правильно подавать документы

Советы
Абхазия, Белоруссия, Берген, Грузия, Карловы Вары, Норвегия, Польша, Сербия, Чехия

На здоровье! Какими напитками согреваются в разных странах

Еда
Австрия, Германия, Кипр, Нидерланды, Турция, Швеция

Покатаемся! Правила зимних путешествий на авто по Европе

Советы
Афины, Греция, Иран, США, Эфиопия

Некоторые любят погорячее: топ-5 самых жарких точек планеты

Места
Бангкок, Паттайя, Таиланд

14 главных развлечений Таиланда помимо пляжей

Советы
Великобритания, Лондон

7 мест, где снимали сериал «Шерлок»

Интересно
Сеул, Южная Корея

Корейская стена: самая закрытая граница в мире

Места

10 самых красивых деревень России

Места

Первая полоса

Италия, Рим

Землетрясение в Италии: лавина сошла на отель с туристами

Места
Московская область

Планы на выходные: 5 живописных руин в Подмосковье

История
Берлин, Боливия, Вашингтон, Германия, Дели, Екатеринбург, Индия, Италия, Мексика, Мехико, Рим, Россия, США, Санкт-Петербург, Стокгольм, Швеция

15 мест громких политических убийств

Места

Статьи и новости по тегам

Горные лыжи
Для детей
Интересно
Места
События
Советы
Блогеры
Еда
Животные
Крым
Курорты
Отели
Поезда
Природа
Рейтинг
Статистика
Транспорт
Шопинг
История
Дарим 1000 на покупку тура за подписку на наши новости
На ваш электронный ящик придет письмо с кодом и инструкцией. Предложение действительно до 31 января 2017 года.
Вы подписались на новости, на ваш e-mail отправлено письмо с  кодом и инструкцией
Перезвоните мне