С велосипедами — за перевал

Мы продолжаем публиковать дневники журналиста и этнографа Александра Сельвачева путешествующего на велосипеде по Ирану в поисках загадочных кочевников‑бахтиаров, проживающих в удаленных труднодоступных местах, куда невозможно добраться на автобусе, но можно попытаться доехать на велосипеде.

Далеко внизу еще можно разглядеть плоские крыши деревни Дарре Данг и стоящих на них людей. Жители деревни смотрят нам вслед — мы подарили им тему для разговоров на следующие несколько лет. А наше велопутешествие превращается в преодоление полосы препятствий, да ещё с грузом. Ставшие неуклюжими, велосипеды нехотя ползут вверх по каменистой тропе. Но мы готовы терпеть жару и усталость, чтобы оказаться на перевале. Потому что за перевалом начинаются угодья кочевников.

Нашу пыхтящую процессию возглавляет проводник, ведущий под уздцы ишака с велорюкзаками на спине. Он не спешит. Разве может угнаться человек с бесполезным в горах велосипедом, за здоровым сытым ишаком, выросшим в этих горах⁈ Но так лишь до середины дороги. Как только мы влезаем на перевал, ситуация меняется. Мы летим вниз в долину, а проводник с ишаком превращаются в точку на горизонте. Справа и слева от нас — зелёные пастбища, слегка уже надкушенные первыми прошедшими здесь отарами.

С кочевниками мы встречаемся в сердце долины — у прозрачного источника, огороженного невысокой каменной стеной. Кочевников трое и с ними — четыре груженых ишака. Два ишака везут обычное содержимое ридикюля кочевников — ковры, ружья, бурдюки, лопаты, керосиновую лампу. Два других навьючены сумами, полными… маленьких козлят! Козлята живые, и сумы бормочут и пихаются.

Кочевники бесцеремонно вытряхивают козлят на траву, сгоняют в стадо и заставляют пробежать три широких круга вокруг источника, помогая им не сбиться с пути при помощи длинной хворостины.

После чего запихивают их обратно в сумы, наполняют водой из источника кожаные бурдюки, и отправляются дальше по своим делам. Нам так и не удалось с ними разговориться. Хозяйке на заметку. Как изготовить добротный кожаный бурдюк

1. Решить, какого литража требуется бурдюк

2. Выбрать козленка, козла или козлище подходящего объема

3. Отрезать ему голову и ноги, в дальнейшем процессе они участвовать не будут

4. Аккуратно снять с козленка шкуру, вынув мясо, кости и потроха через заднюю часть

5. Крепко‑накрепко перетянуть кожаными шнурками отверстия от ног, а также отверстие, через которое вынимали мясо, кости и потроха

6. Бурдюк готов. Заливать и выливать воду можно через горловину бурдюка, которая еще недавно была горлом козленка

Нас, наконец, нагоняет проводник. Без предисловий воздевает руки к солнцу, указывает на перевал, затем на нас, и показывает вперед на узкую скальную щель, куда сворачивает дорога. Язык гор перевода не требует: «Время. Я — домой, а вам — туда».

Самостоятельно в щель лезть не хочется. Да и пастыри козлят ушли в совсем другом направлении. Проводник отправляется обратно на перевал, а мы все стоим и смотрим на мрачную щель, размышляя, стоит ли рисковать. Подмога приходит неожиданно. Из бокового распадка выскакивают два джигита на ишаках, перебрасываются парой фраз с Ашканом, и, без лишних слов, закидывают наши велосипеды на ишаков, и мы движемся в гору. Кажется, сегодняшний вечер мы проведем в лагере кочевников. Невероятное везение!

Бахтиары поднимаются быстрее нас, и вскоре скрываются за перегибом. Через двести метров мы натыкаемся на велосипеды, лежащие на тропе. Ни бахтиаров, ни ишаков. Над нами уходит вверх скальная стена, во всех других направлениях круто уходят вниз заросшие кустарником склоны.

День клонится к вечеру, ночевать без воды не хочется. Интересное наблюдение: если интенсивно ругать бахтиаров, а лучше поносить их последними словами, то можно двигаться с велосипедом даже по очень крутому склону. Через два часа, ободранные, голодные и уставшие, мы вываливаемся из зарослей на грунтовую дорогу. Дорога выводит нас из ущелья в долину с рекой, состоящей из множества проток. На островах между протоками стоят белые палатки, у палаток бегают дети, босоногие женщины стирают белье в мутной воде.

Около каждой палатки зачем‑то выгорожен один или несколько прудов. Разводят рыбу? Держат для полива? Может быть это поилки для коз? Страшно интересно узнать, как живут кочевники, но сегодня мы слишком устали. В сумерках проезжаем мимо палаток и прудов, надеясь к ночи попасть в деревню Амарат. Едем молча, отдавая последние силы движению вперед.

Амарат возникает перед нами пятном света в почти уже полной темноте. На краю деревни строится большая мечеть, в ее потолке горят белым светом десятки энергосберегающих ламп. Ашкан идёт к строителям выяснить, не можем ли мы переночевать в мечети. Навстречу ему выходит седобородый старец в халате и, поглаживая бороду, заверяет нас, что мы будем желанными гостями в доме Аллаха. «Имам‑заде» — так он называет мечеть.

Начинаем распаковывать вещи, но весь пол мечети покрыт слоем побелки — не ляжешь без риска оказаться с головы до ног в белой мучнистой пыли. Выход из ситуации — плоская крыша пристройки, чистая и ровная. Мы втаскиваем туда вещи и велосипеды, ставим палатки, разжигаем горелку, чтобы приготовить еду. Ужасно приятно после тяжелого трудового дня, не торопясь, устроить свое ноющее тело на прогретой солнцем крыше, прихлебывать чай и произносить важно «я считаю, что на восьмой от перевала развилке нам надо было свернуть не налево, а направо, мы бы сэкономили минимум два часа».

Последняя фраза тонет в реве мотоциклетных моторов. К мечети подъезжает добрая дюжина молодых людей на байках. Они распаковывают свои вещи, затаскивают на нашу уютную крышу внушительный тюк, и… воздвигают рядом с нашими палатками свою — огромную и цветастую. Это настолько неожиданно, что мы некоторое время сидим без движения и наблюдаем — что же будет? Суровые иранские байкеры все до одного залезают на крышу, и теперь важно расхаживают между наших палаток и велосипедов. Я смотрю на Ашкана. Он заметно нервничает. Нужно срочно что‑то предпринимать.

_ Продолжение следует _

По теме

Финляндия, Хельсинки

Покупки по‑фински: 7 лучших магазинов Хельсинки

Советы

Латиноамериканское чудо: стоит ли верить стереотипам о Колумбии

Места
Каир, Хургада, Шарм-эль-Шейх

Открытие Египта: ожидания и реальность

События
Цюрих

Топ-5 бесплатных экскурсий в самых дорогих столицах мира

Интересно
Йоханнесбург, Кейптаун, ЮАР

ЮАР без визы: зачем ехать в алмазную столицу мира

Советы
Австралия, Багамские острова, Белиз, Египет, Израиль, Иордания, Мальдивы, Таиланд, Танзания

Рифы мирового океана: от Австралии до Белиза

Природа
Венеция

Маски и корсеты: как проходит венецианский карнавал

События

Легкие деньги: получат ли пассажиры миллионные компенсации от авиакомпаний

Советы
Италия, Рим

Землетрясение в Италии: лавина сошла на отель с туристами

Места
Московская область

Планы на выходные: 5 живописных руин в Подмосковье

История
Берлин, Боливия, Вашингтон, Германия, Дели, Екатеринбург, Индия, Италия, Мексика, Мехико, Рим, Россия, США, Санкт-Петербург, Стокгольм, Швеция

15 мест громких политических убийств

Места
Вена, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Париж

5 лучших катков в крупнейших городах

Места
Великобритания, Румыния, Трансильвания, Чехия

В гостях у Дракулы: 6 самых страшных вампирских замков

Места
Испания, Мадрид

10 идей, куда сбежать из Мадрида на один день

Места

Топ-5 вдохновляющих фильмов о путешествиях

Интересно

Первая полоса

Финляндия, Хельсинки

Покупки по‑фински: 7 лучших магазинов Хельсинки

Советы

Латиноамериканское чудо: стоит ли верить стереотипам о Колумбии

Места
Каир, Хургада, Шарм-эль-Шейх

Открытие Египта: ожидания и реальность

События

Статьи и новости по тегам

Горные лыжи
Для детей
Интересно
Места
События
Советы
Блогеры
Еда
Животные
Крым
Курорты
Отели
Поезда
Природа
Рейтинг
Статистика
Транспорт
Шопинг
История
Дарим 1000 на покупку тура за подписку на наши новости
На ваш электронный ящик придет письмо с кодом и инструкцией. Предложение действительно до 31 января 2017 года.
Вы подписались на новости, на ваш e-mail отправлено письмо с  кодом и инструкцией
Перезвоните мне